Семипалатинский ядерный полигон

РУССКИЙ / ENGLISH / КАРТА САЙТА / ПИШИТЕ НАМ    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ДОНОРЫ САЙТА
Mouchel Parkman Services Ltd
 
СЛОВАРЬ.КЗ
Главная / Парламентские слушания / Справка
 

24 июня 2005г.,
Парламент Республики Казахстан.

(Материалы слушаний, организованных
Комитетом по экономической реформе и региональному развитию
Мажилиса Парламента РК)

СПРАВКА

по вопросу «Об охране здоровья и социальной защите населения,
проживающего в зоне влияния бывшего Семипалатинского ядерного полигона»

Испытания ядерного оружия, проводившиеся в течение 40 лет на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, причинили невосполнимый ущерб здоровью людей и окружающей природной среде, вызвали рост общей заболеваемости и смертности населения. Вся территория Семипалатинской и прилегающие к полигону районы Павлодарской, Восточно-Казахстанской и Карагандинской областей признаны зоной экологического бедствия.

Все более пагубно сказываются отдаленные последствия ядерных испытаний, которые передаются из поколения в поколение.

Ликвидация этих последствий требует осуществления специальной государственной программы и комплекса мер по лечению, оздоровлению, реабилитации, социальной защите населения и социально-экономическому развитию территории.

Из преамбулы Закона Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года
«О социальной защите граждан,
пострадавших вследствие
ядерных испытаний
на Семипалатинском испытательном
ядерном полигоне»

Бывший Семипалатинский испытательный ядерный полигон (СИЯП) расположен в северо-восточной части Казахстана, в степной и полупустынной зоне, с общей площадью 18500 кв. км. Полигон занимает площади Восточно-Казахстанской (54%), Павлодарской (39%) и Карагандинской (7%) областей. Периметр административной границы СИЯП - около 600 км . Постановлением Правительства Республики Казахстан № 172 от 07.02.1996 года земли бывшего Семипалатинского испытательного ядерного полигона переведены в состав земель запаса: Карагандинской области – 131,7 тыс.га, Павлодарской – 706 тыс.га, Восточно-Казахстанской – 978,9 тыс.га.

Первый ядерный взрыв на СИЯП был произведен 29 августа 1949 года. 12 августа 1953 года на полигоне было испытано первое термоядерное устройство, а 22 ноября 1955 года - водородная бомба. За время функционирования полигона (1949-1989 годы) на его территории было проведено в общей сложности 468 ядерных взрывов, в том числе: 125 атмосферных (26 наземных, 91 воздушных, 8 высотных); 343 испытательных ядерных взрыва под землей (из них 215 в штольнях и 128 в скважинах). Испытания проводились с устройствами различной мощности, на разных глубинах и в разнообразных горных породах. По оценкам института высоких энергий Академии наук Казахстана, суммарная мощность ядерных зарядов, испытанных в атмосфере и над землей СИЯП, (в населенной местности), в 2,5 тысячи раз превышает мощность бомбы, сброшенной американцами на Хиросиму в 1945 году. За пределы полигона вышли радиоактивные облака 55 воздушных и наземных взрывов и газовая фракция 169 подземных испытаний. Именно эти 224 взрыва обусловили радиационное загрязнение всей восточной части территории Казахстана. Сорокалетние испытания ядерного оружия создали экстремальное морально-стрессовое состояние населения региона и нанесли непоправимый ущерб здоровью людей.

С 1989 года ядерные испытания не проводятся.

29 августа 1991года Указом Президента Республики Казахстан Семипалатинский испытательный ядерный полигон (СИЯП) был официально закрыт. Ровно через 42 года после проведения первого ядерного взрыва в СССР, ядерные испытания были прекращены навсегда. Последовал международный мораторий на испытания ядерного оружия: остановились остальные полигоны — Новая Земля (Россия), Невада (США), атолл Мурурод (Франция), Лоб-Нор (Китай).

В 1992 году Казахстан, уже как независимое государство, подписал Лиссабонский протокол к Договору СНВ-1, в котором зафиксировал свои обязательства о нераспространении ядерного оружия.

В 1993 году Казахстан одним из первых в СНГ присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия, и в декабре 1994 года ядерными державами мира был подписан Меморандум о гарантиях безопасности нашей стране.

В 1994 году был завершен вывод с территории страны всего ядерного оружия.

В 1995 году уничтожен последний ядерный заряд на бывшем Семипалатинском полигоне.

1996 год – Казахстан стал участником Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

1997 год – Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию об оказании помощи регионам Казахстана, пострадавшим от ядерных испытаний.

В 2000 году была уничтожена последняя штольня для ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

На сегодняшний день Казахстан является первой страной добровольно отказавшейся от ядерного оружия.

18 декабря 1992 года был принят Закон Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне». С тех пор прошло 12 лет, период, когда согласно восточному летоисчислению, принято подвести определенные итоги. Возможно, для Закона, наступила пора его реальной дееспособности, либо наоборот, а соответственно и для граждан подпадающих под правовую «защиту» данного Закона. Согласно Закону именно государство обязано обеспечить права граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу.

Тем не менее, Парламент страны продолжают поступать обращения о невыплаченных компенсациях, льготах, лечении. Эти же проблемы поднимаются населением при встречах с депутатами на местах.

В связи с развитием экономики, улучшением благосостояния населения республики, у государства появилась реальная возможность оказать действенную помощь гражданам, пострадавшим вследствие ядерных испытаний на СИЯП. Поэтому со всей актуальностью стоит вопрос об усилении роли государства в защите прав и здоровья граждан этой категории.

С целью изучения состояния дел, и выработки рекомендаций по дальнейшему улучшению положения жителей регионов отнесенных к СИЯП, Комитетом по экономической реформе и региональному развитию инициировано проведение Парламентских слушаний на тему «Об охране здоровья и социальной защите населения, проживающего в зоне влияния бывшего Семипалатинского ядерного полигона».

Настоящая справка подготовлена на основании информационных материалов представленных заинтересованными государственными, местными исполнительными органами, а также неправительственными организациями.

Анализ представленных материалов обозначил проблемы, которые можно разбить на следующие блоки:

Социальная защита населения

Пострадавшими от ядерных испытаний, признаны 1 323 000 человек, но удостоверения подтверждающее право пострадавших получили только 1 057 000 человек.

Согласно Закону Республики Казахстан “О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне” (далее – Закон), в качестве мер социальной защиты населения предусматривается: выплата единовременной государственной денежной компенсации гражданам, проживавшим и проживающим в зонах подвергшихся воздействию радиоактивных осадков при проведении ядерных испытаний; надбавка к пенсии гражданам вышедшим на пенсию до 1 января 1998 года; пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца, если имеется причинно-следственная связь с испытаниями ядерного оружия.

Таким образом, из республиканского бюджета на выплату ЕДИНОВРЕМЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНОЙ КОМПЕНСАЦИИ (далее компенсация) было выделено:

  • в 1994 году - 4142,6 млн. тенге. Однако, учитывая ограниченные финансовые возможности государства, и в соответствии с Законом Республики Казахстан от 10 декабря 1993 года “О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам местных администраций дополнительных полномочий,” выплата компенсаций была приостановлена до 1 апреля 1997 года. В соответствии с Законом Республики Казахстан от 12 июля 1994 г . N 119 выплата компенсаций была возобновлена;
  • в 1995 году - 3275,4 млн. тенге.;
  • в 1996 году средства на выплату компенсаций, из республиканского бюджета, не предусматривались;
  • в 1997 году - 500,0 млн.тенге, которые освоены полностью;
  • в 1998 и 1999 годах, на выплату компенсаций из бюджета было предусмотрено 147,8 млн.тенге и 300,0 млн.тенге соответственно, однако по данным Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, фактически эти средства не выделялись;
  • ассигнования, предусмотренные из республиканского бюджета на 2000 год на выплату компенсации в размере 300,0 млн. тенге, были направлены на погашение задолженности по Восточно-Казахстанской области и полностью освоены;
  • в 2001 году было выделено 500,0 млн. тенге, зачислено на счета граждан – 496,4 млн.тенге;
  • в 2002 году соответственно 601,0 млн.тенге и 599,1 млн.тенге;
  • в 2003 году - 378,4 млн.тенге и 377,3 млн.тенге;
  • в 2004 – 2005 годах было выделено 391,6 млн.тенге, которые также полностью освоены.

По данным Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, из 10536,9 млн. тенге предусмотренных республиканским бюджетом на выплату единовременной денежной компенсации за период 1994 - 2005 годы фактически выплачено - 5647,4 млн.тенге, что составляет 53,6%.

Хочется особо отметить, что компенсации были выплачены только гражданам, достигшим пенсионного возраста, как имеющим первоочередное право на компенсацию, для чего были внесены в Закон соответствующие изменения. Таким образом, компенсация населению выплачивалась по мере достижения ими пенсионного возраста. Остальные категории были учтены лишь 1996 году, когда всем категориям граждан (работающие, пенсионеры, несовершеннолетние, неработающие, инвалиды), имеющим удостоверение, подтверждающее их право на льготы и компенсации, было выплачено - 2785,4 млн.тенге (85% от плановой суммы).

В соответствии со статьей 13 Закона гражданам, проживающим в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска и вышедших на пенсию до 1 января 1998 года, на выплату НАДБАВОК К ПЕНСИОННЫМ ВЫПЛАТАМ, из республиканского бюджета было выделено и освоено полностью - 7755,5 млн.тенге. В 1996-2000 годах выплачено - 368,5 млн.тенге, в 2001 году – 5475,5 млн.тенге, в 2002 году – 460,0 млн.тенге, в 2003 году – 799,9 млн.тенге, в 2004 году – 652,0 млн.тенге.

По данным Министерства труда и социальной защите населения по состоянию на 01.06.2005 г. дебиторская задолженность составляет 12,8 млрд. тенге.

В республике отсутствует единая система учета лиц, имеющих право на льготы, информация о количестве граждан, имеющих удостоверения.

Также отсутствует единый механизм учета всех видов компенсационных выплат пострадавшим. (В различных ведомствах имеется крайне противоречивая информация о выплатах компенсаций населению).

Охрана здоровья

Последствия ядерных испытаний трагичны. Здоровью населения районов, прилегающих к Семипалатинскому региону, нанесен непоправимый вред. Средняя продолжительность жизни здесь не превышает 40-50 лет. Радиационное воздействие привело к резкому ослаблению иммунитета, что увеличивает количество заболеваний, обостряет течение и длительность болезней. У пострадавших от радиоактивного облучения значительно чаще встречаются злокачественные образования. Анемия, необычные поражения кожного покрова, нарушения артериального давления, патология крови и сосудов, преждевременное старение, психические заболевания, суициды – все это печальное наследие полигона.

В настоящее время отмечается тенденция ухудшения показателей здоровья населения, проживающего в зоне влияния СИЯП.

Так, по Каркаралинскому району Карагандинской области произошло снижение численности населения с 70800 человек в 1990 году до 47026 человек в 2004 (снижение на 66,4 %); рождаемость на 1000 человек снизилась с 26,23 в 1990 году, до 11,6 в 2004 году (44%); наблюдается рост числа детей с врожденными пороками - от 3 случаев за 1990 г до 12 за 2004 г , показатель врожденных аномалий составляет за 2004 г 80,8 на 100 тыс.населения при областных показателях – 67,7; возросла заболеваемость онкологическими заболеваниями: от 122, 1 на 100000 населения в 1990 году до 129,7- в 2004.

В связи с повсеместной, и продолжающейся до сих пор оптимизацией здравоохранения, количество койко- мест с 770 в 1990 году снизилось до 120- в 2004.

По Лебяженскому району Павлодарской области рождаемость на 1000 человек снизилась с 25, 3 в 1990 г . до 13,1 в 2004 году (на 52 %), а количество онкологических больных возрастает. Если в 1990 г . зарегистрировано 131,5 случая то в 2004 – 194,3. И при этом снижается обеспеченность населения района больничными койками, врачами и средними медицинскими работниками:

По Восточно-Казахстанской области: согласно статистки количество детей рожденных с врожденной патологией увеличился с 187,7 в 1990 году, до 326,4 в 2004 году ( 58%), рождаемость на 1000 населения с 17,1 человек в 1990 снизилась до 13,3 в 2004 году (27%). Обеспеченность региона больничными койками, врачами и средними медицинскими работниками, квалифицированным медицинским обслуживанием, так же как и в других регионах СИЯП, остается открытой.

Принятая государственная Программа медицинской реабилитации населения, пострадавшего вследствие ядерных испытаний на бывшем СИЯП в 1949-1990 годах, практически не реализована. Установленные сроки, по созданию Единого Государственного медицинского регистра Казахстана (1997 - 1999 г .), продлены на неопределенный срок. Одной из причин является отсутствие должного финансирования.

Этой же Программой предусмотрено создание Межрегионального медицинского реабилитационного центра в г. Семипалатинске, и его филиалов, на базе областных больниц. Однако, финансирование должно осуществляется за счет внебюджетных средств (инвестиции, гранты, спонсорские благотворительные гранты).

Уже сегодня, для углубленного обследования радиоционно - индуцированных заболеваний, вызванных облучением, по данным Научно-исследовательского института радиационной медицины, ежегодно необходимо обследовать 380,0 тысяч человек. Для этих целей, силами института, создана консультативно-диагностическая передвижная бригада (названная Реабилитационный центр) из числа сотрудников института, которые осуществляют эту работу. Возможность охвата скрининг обследования лишь 20,0 тыс. человек в год (примерная стоимость обследования одного человека 5000 тенге).

Естественно, при такой «оснащенности», жители регионов вынуждены ехать в Семипалатинск, чтобы получить соответствующие квалифицированную помощь и лечение, при том, что реабилитационное отделение состоит всего из 45 коек, а поликлиника может принять 120 человек в смену.

Это сегодняшний день. Так обстоят дела по оздоровлению и реабилитации граждан пострадавших вследствие испытаний на СИЯП.

С установлением причинно-следственной связи заболевания возникают проблемы социального характера:

Существует правовая коллизия определения статуса «инвалида», ставшего инвалидом вследствие ядерных испытаний. При успешном лечении и снятии «инвалидности», он автоматически лишается специальных выплат, получаемых ранее, тогда как ему необходимо еще долго восстанавливать свое здоровье. Денег на эти мероприятия нет, и на работу, как правило, не берут.

Необходимо установить льготы на проезд для ежегодного обследования в Центре диагностики и реабилитации здоровья для инвалидов, чья инвалидность вызвана последствиями испытаний.

Кроме установленной Законом единовременной государственной денежной компенсации, заболевший смертельным онкологическим заболеванием, вызванным последствиями ядерных испытаний, никаких компенсаций не получает. Хотя такой человек не может себя уже обеспечить самостоятельно.

И таких проблем и правовых коллизий существует немало.

Радиационная безопасность, и землепользование на территории СИЯП

Всего площадь пострадавших территорий оценена в 304000 кв. км.

Законом Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» от 18 декабря 1992 г. определены территории, подвергшиеся воздействию ядерных испытаний:

Глубоковский, Шемонаихинский, Уланский, Зайсанский, Зыряновский, Тарбагатайский районы, г.Усть-Каменогорск, Риддер, а также населенные пункты бывшего Таврического, Самарского, Серебрянского районов ВКО; Баянаульский, Майский, Лебяжинский районы Павлодарской области; Каркаралинский район (в пределах границ населенных пунктов бывшего Егиндыбулакского района) Карагандинской области. К зоне чрезвычайного радиационного риска отнесены населенные пункты бывшего Саржалского сельсовета Абайского района, Долонского и Боденелинского сельсоветов Бескарагайского района, сел Сарапан и Иса бывшего Жанасемейского района бывшей Семипалатинской области. К зоне максимального радиационного риска отнесены населенные пункты Абайского, Бескарагайского районов, населенные пункты бывшего Абралинского и Жанасемейского районов бывшей Семипалатинской области, Акжарского и Малдарского сельсоветов Майского района Павлодарской области.

Между 1949 и 1962 гг. на СИЯП было произведено 26 наземных испытаний, 91 ядерных устройств было испытано в воздухе, среди них первое термоядерное устройство (12.08.1953) и первая в мире водородная бомба (22.11.1955), 6 устройств были испытаны на большой высоте и в космосе. Среди проведенных наземных испытаний пять были неуспешными (устройство не вышло на штатный режим), но сопровождались диспергированием в окружающую среду содержащегося в них плутония. Кроме наземных испытаний, на полигоне было осуществлено более 340 подземных испытаний: в вертикальных скважинах и в горизонтальных туннелях.

С точки зрения воздействия на окружающую среду выделяются два этапа ядерных испытаний:

  • 1 этап – проведение ядерных взрывов в атмосфере в период с 1949 по 1962 гг.
  • 2 этап – проведение подземных ядерных взрывов в период с 1961 по 1989 гг.

Проведенные на СИЯП ядерные взрывы можно сгруппировать следующим образом:

  • наземные взрывы – характеризуются выпадением активности на территории полигона;
  • воздушные взрывы – характеризуются выносом активности за пределы полигона, её разбавлением в атмосфере и вкладом в глобальные атмосферные выпадения;
  • подземные взрывы – характеризуются сосредоточением активности в котловых полостях. Исключением являются взрывы на выброс и взрывы с нештатной радиационной ситуацией, которые приводят к загрязнению поверхности.

Наземные ядерные взрывы сформировали на местности долговременное радиоактивное загрязнение в виде длинных "радиоактивных следов", уходящих далеко за пределы полигона. Таким образом, радиационная обстановка на территории полигона сформировалась в период проведения атмосферных и наземных испытаний, то есть с 1949 по 1962 гг. Последний наземный ядерный взрыв был произведен на площадке «Опытное поле» СИЯП 24 декабря 1962 года.

После вступления в силу Международного договора о запрещении ядерных испытаний в трех средах (в космосе, воздухе и воде), подписанного 10 октября 1963 в Москве между СССР, США и Великобританией, на полигоне стали проводиться только подземные взрывы.

На сегодняшний день на территории СИЯП ведется сельскохозяйственная, горнодобывающая и геологоразведочная деятельность. Территория полигона не огорожена и не обозначена на местности, нет никаких знаков, предупреждающих об опасности.

Население имеет свободный доступ на территорию бывшего полигона, включая особо опасные с радиологической точки зрения участки- эпицентры ядерных взрывов на испытательных площадках полигона. Министерства и ведомства, ответственные за территорию бывшего СИЯП, не располагают данными о пригодности к использованию земель полигона. Государственные органы, проводящие радиоэкологические исследования на СИЯП, никогда не предоставляли исполнительным органам и населению информацию о расположении непригодных к использованию загрязненных территорий полигона.

Землепользование на полигоне

Использование земель бывшего полигона, и прилегающих к нему участков в хозяйственных целях производится в нарушение земельного законодательства. Так акимами Восточно-Казахстанской и Павлодарской областей в нарушение требований законодательства Республики Казахстан по землепользованию, были выданы разрешения на пользование землями СИЯП. Правом на выдачу разрешения на землепользование на землях СИЯП уполномочено Правительство Республики Казахстан, при наличие положительного заключении государственной экологической экспертизы Даже крупнейшие земле - и недропользователи, такие как угольный разрез Каражыра, до сих пор работали на полигоне без обязательной лицензии Комитета по атомной энергетике.

По информации Министерства сельского хозяйства на сегодняшний день:

  • вблизи, и на территории бывшего ядерного полигона, входящей в состав Восточно-Казахстанской области, расположены 57 крестьянских хозяйств, с общей площадью землепользования 51,7 тыс га.(Абралинский, Жанасемейский районы). В данных хозяйствах содержится 13,0 тыс. голов овец, 600 голов лошадей и 2,5 тыс. голов крупного рогатого скота;
  • в Павлодарской области на территории полигона находятся отгонные участки двух хозяйствующих субъектов Майского района (племенное крестьянское хозяйство «Май» и ТОО « А?жар ?ндіріс »), общая площадь земель, используемых ими составляет - 15802 га . По состоянию на 1 мая 2005 года в указанных хозяйствующих субъектах имеется 8,0 тыс. голов овец и 1200 голов лошадей. Всего произведено в текущем году 145 тонн мяса;
  • на территории СИЯП растениеводством занимаются 8 крестьянских хозяйств. Всего используется 3938,2 га посевных площадей. Ежегодно на данной площади производится в среднем 2796 тонн зерна, 130,0 тонн картофеля, 70,0 тонн овощей, 230,0 тонн маслосемян подсолнечника, заготавливается 25,0 тыс.тонн сена;

Практически у всех землепользователей (взявших земельные участки во временное землепользование) отсутствует заключение обязательной государственной экологической экспертизы Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан;

Имеются факты выдачи разрешений работниками акиматов на сбор металлолома на территории полигона.

«Третье право» - это право на безопасность населения предусмотренное законодательством.

Это право граждан никак не реализуется. Со времени вывода войск и передачи полигона Национальному ядерному центру прошло почти 14 лет. Раньше охрану объектов осуществляли воинские части. Теперь это делать некому, закрылось и финансирование на охрану этих территорий. За 14 лет напрочь стерлись, смылись, сломались предупредительные знаки, ограждения. Выделенные бюджетом деньги для установления ограждения (администратор Министерство энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан) пока не работают.

Отсутствуют точные данные по территории границ участков полигона, бывших испытательных площадок опасных для населения. То есть нет общедоступных карт с обозначением границ полигона, расположения бывших испытательных площадок, достоверно известных загрязненных участков и опасных объектов на территории СИЯП.

Не проводятся специальные обучающие программы по обеспечению безопасности проживания населения вблизи бывшего СИЯП.

Население имеет свободный доступ на территорию полигона, в том числе на опасные для здоровья, радиоактивно загрязненные участки, ведется выпас скота, заготовка сена, выращивание сельскохозяйственной продукции непосредственно на территории СИЯП. Все чаще и чаще в сводках проходит информация о том, что погиб очередной «кладоискатель».

Чтобы остановить этот очень опасный стихийный бизнес на территории бывшего ядерного полигона, необходимо организовать охрану наиболее "грязных" участков полигона для локализации радиационно опасных точек.

Складывается впечатление, что уполномоченные государственные органы далеки от проблем населения. Для них полигон остается все тем же полигоном. К примеру, Национальный ядерный центр Республики Казахстан не предоставляет другим министерствам и ведомствам, ответственным за землепользование и управление территорией бывшего полигона, а также за обеспечение безопасности и охрану здоровья населения, имеющуюся у него информацию о координатах границ СИЯП, расположении бывших испытательных площадок и данные о загрязнении земель полигона, полученные в ходе проведенных исследований.

Затратив на проведение экологической экспертизы более 2 млрд.тенге Национальный ядерный центр затрудняется привести хотя бы один пример практического использования результатов своих работ для решения вопросов радиационной безопасности населения в районе полигона. Точные данные отсутствуют, никто не ведет учет всех проведенных работ и сбор полученных данных.

А, акиматом Павлодарской области по договоренности с Национальным ядерным центром, были произведены захоронения высокотоксичных химических отходов (трихлордифенил) в штольнях подземных сооружений бывшей испытательной площадки СИЯП, при этом не была проведена обязательная государственная экологическая экспертиза. Министерство охраны окружающей среды и Министерство энергетики и минеральных ресурсов не располагают информацией о проведенных захоронениях.

Разрабатываемая в настоящее время госпрограмма социальной и экономической реабилитации региона не содержит никакой связи с реальным положением дел на местах. Содержащиеся в ней мероприятия механически перенесены из ранее существовавших инвестиционных проектов, не связанных с Семипалатинским полигоном, а следовательно предлагаемые меры не увязаны с фактической ситуацией и не направлены на реабилитацию региона.

Сложившаяся ситуация в целом по СИЯП и проведенный анализ показал, что несмотря на повышенный интерес мирового сообщества, государственная политика направленная на реабилитацию граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний и социально–экономическое развитие территории не является системной. Отсутствие консолидированных действий государственных органов, нарушение ими законодательства, отсутствие точных данных, половинчатый подход к реализации законодательства по СИЯП и Программ разработанных и принятых Правительством Республики Казахстан говорят сами за себя.

Примеров можно приводить множество. При наличии фактов, не соблюдения законодательства Республики Казахстан (Генеральной прокуратурой и ее территориальными органами) не было произведено ни одной проверки в порядке надзора, следовательно, виновные не были привлечены к ответственности».

   
http://hoster.kz
   
© 2005 Права принадлежат Карагандинскому Экологическому Музею
Ссылка при использовании материалов сайта обязательна. Разрешение на использование НЕ требуется.
По всем вопросам обращайтесь на e-mail: info@poligon.kz

Республика Казахстан, г.Караганда 100000,
Тел./факс: +7 (7212) 41-33-44