Семипалатинский ядерный полигон

РУССКИЙ / ENGLISH / КАРТА САЙТА / ПИШИТЕ НАМ    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ДОНОРЫ САЙТА
Mouchel Parkman Services Ltd
 
СЛОВАРЬ.КЗ
Главная / Семипалатинский полигон / Социальная ситуация
 

   Социальная защита населения региона

    Социальная поддержка населения, проживающего на территориях, прилегающих к Семипалатинскому испытательному ядерному полигону, осуществляется в соответствии Законом Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» (далее – Закон). Данным Законом установлен статус граждан и классификация территорий, пострадавших от воздействия ядерных испытаний, определен перечень компенсаций, льгот и других мероприятий.

    Законом предусмотрена выплата единовременной денежной компенсации гражданам, пострадавшим вследствие ядерных испытаний (далее – компенсация). Первоочередное право на получение компенсации имеют лица, достигшие пенсионного возраста. В связи с чем, ежегодно в республиканском бюджете предусматриваются средства на выплату компенсации. В республиканском бюджете на 2004 год на эти цели было предусмотрено 197,1 млн. тенге.

    Что касается выплаты компенсации остальным категориям граждан, в том числе работающим, то согласно действующему законодательству регистрация граждан, имеющих право на получение единовременной денежной компенсации за проживание на территории бывшего Семипалатинского испытательного ядерного полигона осуществляется в следующем порядке:

    - работающих граждан - по месту основной работы;
    - безработных - в органах занятости;
    - пенсионеров, в том числе работающих, - в органах социальной защиты населения;
    - студентов высших учебных заведений, учащихся средних профессиональных учебных заведений и профессионально-технических школ – по месту учебы;
    - несовершеннолетних детей (кроме студентов и учащихся профессиональных учебных заведений) – по месту получения компенсации матерью;
    - граждан, отбывающих наказание в местах лишения свободы – администрациями исправительно-трудовых учреждений.

    При этом координация работы по регистрации и учету граждан, имеющих право на компенсацию, осуществляется специальными комиссиями, создаваемыми при акиматах.

    В 2003 году для получения информации о кредиторской задолженности по выплате компенсации по работающим гражданам с учетом изменений количественного состава и контингента получателей Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан направлялся запрос акимам областей, городов Астаны и Алматы. Акиматами была представлена задолженность на 15 027,2 млн. тенге по базе данных за 1996 год без инвентаризации и учета выплат, произведенных из государственного бюджета и работодателями.

    Таким образом, в настоящее время реальная актуализированная база о выплате единовременной денежной компенсации работающим гражданам не существует.

    Для принятия решения о выплате компенсации Правительством Республики Казахстан повторно дано поручение акимам областей, городов Астаны и Алматы произвести инвентаризацию базы данных получателей компенсации.

    Граждане, проживающие в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска и вышедшие на пенсию до 1 января 1998 года, имеют право на надбавку к пенсионным выплатам в размерах 2 и 1,75 месячных расчетных показателей соответственно.

    В настоящее время большая часть кредиторской задолженности, образовавшейся в 1995-1997 годах по экологическим надбавкам к пенсиям, выплачена. На выплату задолженности по экологическим надбавкам к пенсиям граждан в 2004 году в республиканском бюджете предусмотрено 652,0 млн. тенге.

    В соответствии со статьей 13 Закона население, проживающее на территориях радиационного риска, имеет право на дополнительную оплату труда по зонам в размере:

    чрезвычайного радиационного риска – 2 месячных расчетных показателя;
    максимального радиационного риска – 1,75 месячных расчетных показателя;
    повышенного радиационного риска – 1,5 месячных расчетных показателя;
    минимального радиационного риска – 1,25 месячных расчетных показателя;
    на территории с льготным социально-экономическим статусом – одного месячного расчетного показателя.

    Кроме того, согласно статье 13 Закона предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск по зонам:

    чрезвычайного радиационного риска – 14 календарных дней;
    максимального радиационного риска – 12 календарных дней;
    повышенного радиационного риска – 10 календарных дней;
    минимального радиационного риска – 7 календарных дней;
    на территории с льготным социально-экономическим статусом – 5 календарных дней.

    Однако, согласно пункту 3 статьи 70 Закона Республики Казахстан от 10 декабря 1999 года «О труде в Республике Казахстан» заработная плата работника определяется в зависимости от количества и качества, сложности выполняемой работы. В этой связи возникает вопрос правомерности применения в Законе термина «дополнительная оплата труда».

    Отмена данного Закона позволит снизить затраты (расходы средств на оплату труда) организаций, что существенно повлияет на снижение себестоимости продукции.

    Вместе с тем, следует отметить, что в этом случае возможно снижение уровня заработной платы работников региона в зависимости от зоны проживания в среднем от 10% до 30% всех категорий работников:

    - работников государственных учреждений, не являющихся государственными служащими, и казенных предприятий (образование, здравоохранение, культура и т.д.);
    - государственных служащих;
    - военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов;
    - работников негосударственного сектора экономики.

    Снижение же уровня среднедушевого дохода населения региона повлечет увеличение количества претендентов на получение адресной социальной помощи среди малообеспеченных семей работников бюджетной сферы, особенно в сельской местности.

    В связи с этим, вопрос установления «дополнительной оплаты труда» работающему населению, проживающему на территориях радиационного риска, требует иных подходов.
Во всех населенных пунктах, прилегающих к территории Семипалатинского полигона, осуществляются мероприятия по оказанию адресной социальной помощи и решению вопросов занятости населения.

    По данным Агентства Республики Казахстан по статистике в 2003 году уровень безработицы по Восточно-Казахстанской области составил 7,3% против 8,8% по республике, во втором квартале 2004 года - соответственно 7,0% и 8,3%.

Вместе с тем необходимо отметить, что предусмотренные Законом социальные выплаты и льготы не обеспечивают решение таких проблем региона, как оздоровление населения, обеспечение качественной питьевой водой и других.

 

Ознакомьтесь с дополнительными материалами:

Парламент Казахстана обозначил ряд социальных проблем в зоне Семипалатинского ядерного полигона
Состояние объектов социальной инфраструктуры
Управление СИП
Социально-эконом характеристики СИП на примере Саржала

Брошенное буровое оборудование

   
http://hoster.kz
   
© 2005 Права принадлежат Карагандинскому Экологическому Музею
Ссылка при использовании материалов сайта обязательна. Разрешение на использование НЕ требуется.
По всем вопросам обращайтесь на e-mail: info@poligon.kz

Республика Казахстан, г.Караганда 100000,
Тел./факс: +7 (7212) 41-33-44