Семипалатинский ядерный полигон

РУССКИЙ / ENGLISH / КАРТА САЙТА / ПИШИТЕ НАМ    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ДОНОРЫ САЙТА
Mouchel Parkman Services Ltd
 
СЛОВАРЬ.КЗ
Главная / Семипалатинский полигон / Правовой статус Семипалатинского ядерного полигона
 

Правовой статус Семипалатинского ядерного полигона

    Эти материалы подготовлены в контексте проекта: «Устойчивое землепользование с участием заинтересованных сторон на бывшем Семипалатинском ядерном Полигоне», финансируемого Департаментом Международного Развития Великобритании (DFID). Они основан на результатах проекта, представленных организацией Law and Eurasia Environmental Partnership (LEEP) («Азиатско-Американское Партнерство) и Мирошниченко А.Н.

1. Правовой статус Семипалатинского ядерного полигона

    В соответствии с правовым статусом Семипалатинский испытательный полигон признан зоной экологического бедствия на основании специальных законов. Основные критерии определения зоны экологического бедствия изложены в Законе охраны окружающей среды.Закон о социальной защите граждан, пострадавших от ядерных испытаний на СИП требует выполнения следующих мероприятий:

    научные исследования по окружающей среде;
    постоянный контроль внешней среды и местных продуктов питания;
    государственная и общественная экспертиза экономической и других видов деятельности;
    меры, направленные на возврат территорий, загрязненных радиацией, в экономическое пользование.

1.8.2 Воздействие нового Земельного Кодекса

    Новый Земельный Кодекс, принятый в Казахстане 20 июня 2003[2]г. Содержит некоторые статьи, которые непосредственно связаны с СИП (Статьи 137-138, 140 и 143). Статья 143, которая является наиболее значимой в этом отношении, определяет особый правовой режим земель, пораженных радиоактивным загрязнением и тех земель, где проводились ядерные испытания.

    Постановление от 8 сентября 2003[3] г. устанавливает процедуру определения земель, которые должны рассматриваться, как особо охраняемые природные территории, и роль Правительства и областных Акиматов в сохранении таких территорий.

    Постановление от 19 сентября 2003[4] г. в отличие от предшествующего документа не содержит приказ для министерств, обладающих материалами по землям, загрязненным радиоактивными химическими веществами и растений с карантинными вредителями и болезнями предоставлять Агентству по управлению земельными ресурсами копии этих материалов бесплатно.

    Параграф 2 Постановления от 29 сентября 2003[5] г. поручает Министерству охраны окружающей среды (МООС), Министерству образования и науки (МОН), Министерству Здравоохранения (МЗ), Агентству по управлению земельными ресурсами (АУЗР) и Комитетом по атомной энергии (ААЭ) в течение трех месяцев утвердить нормы максимально допустимых уровней концентрации вредных веществ, микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих почву (в данное время это требование не выполнено). Новые правила устанавливают, что структура, методы и исполнитель комплексного экологического исследования загрязненных объектов определяются и утверждаются Комитетом по атомной энергии по согласованию с Министерством охраны окружающей среды. В предыдущем Постановлении это являлось функцией Национального Ядерного Центра (НЯЦ), в компетенцию которого входило:

    Участие в процессе подготовки документов для передачи земель, на которых проводились ядерные испытания в категорию земель запаса;

    Определение технического задания, методов и подрядчиков для выполнения экологического исследования радиоактивной загрязненности Полигона.

    В соответствии с новыми правилами вышеизложенное определено, как компетенция Комитета по атомной энергетике, потому что НЯЦ не является правительственным органом.

    В соответствии с пунктом 2 Статьи 137 Земельного Кодекса, территория ядерного полигона имеет статус земель запаса. Документы для принятия решения Правительством подготавливаются Агентством по управлению земельными ресурсами в сотрудничестве с организациями по охране окружающей среды по ходатайству областных акиматов. Статья 6 Правил консервации земель устанавливает требование по созданию специальной комиссии для выполнения комплексного экологического исследования загрязненных земель. Земельный Кодекс требует, чтобы:

    Границы консервации земельных участков были отмечены специальными знаками.

    Областные акиматы должны установить специальный регулирующий режим, запрещающий экономическую деятельность на этих землях.

    Период консервации должен определяться на основе заключения специальной комиссии по комплексному экологическому исследованию и зависит от качества загрязненных земель.

    Только Правительство уполномочено предоставлять участки на СИЯП и других ядерных полигонах в частную собственность или пользование.

    Земельные участки ядерных полигонов предоставляются в частную собственность и/или частное пользование после выполнения двух следующих обязательных требований:

· Завершение всех мер по ликвидации последствий испытаний ядерного оружия, включая комплексное экологическое исследование. Статья 15 правил консервации земель устанавливает, что Комитет по атомной энергии по согласованию с МООС определяет техническое задание, методы и подрядчиков для выполнения этих работ.

· Положительное заключение государственной экологической экспертизы по окончательной документации комплексных экологических исследований.

    Земельные участки, подверженные недопустимым уровням радиоактивного загрязнения не могут быть представлены в частную собственность или частное пользование.

    Земельные участки, подверженные радиоактивному загрязнению будут лишены статуса сельскохозяйственных земель, если сельскохозяйственная продукция на этих землях не отвечает соответствующим санитарным требованиям и стандартам.

    Радиоактивно загрязненные земельные участки могут быть изъяты у частного собственника или пользователя в соответствии с гражданским законодательством. Собственник земли имеет право получить эквивалентный участок земли и получит компенсацию за понесенные убытки.

Первоначальное решение о передаче земель СИП в категорию земель запаса было принято Правительством 7 февраля 1996[6] г. В соответствии со Статьей 143 Земельного Кодекса земли СИП находятся под управлением Правительства, а не исполнительных региональных органов, которые управляют другими землями запаса. Однако Постановление от 7 февраля 1996 также предусматривает передачу в землепользование Национальным Ядерным Центром земель СИП со зданиями и сооружениями, включая земли занятые в качестве зоны санитарной защиты и участки, где проводились ядерные испытания.

    Однако несколько земельных участков СИП в настоящее время используются для производства сельскохозяйственной продукции, геологических разведочных работ и добычи минералов. Эти участки были предоставлены в экономическое пользование в середине 90-х гг. без предшествующего комплексного экологического исследования. В соответствии с требованиями Статьи 143 и 140 Земельного Кодекса эти земли все еще могут подлежать комплексному экологическому исследованию, и может быть принято решение об их консервации если:

    На этих землях нет урожая сельскохозяйственной продукции, которая не соответствовала бы санитарным требованиям и стандартам Республики Казахстан.

    Они заражены радиоактивными веществами, превышающими установленные нормы (стандарты максимально допустимой концентрации).

    Земельные участки, подлежащие консервации, должны быть изъяты у собственника земельного участка или пользователя на период консервации в соответствии с законодательством, и должны быть переданы в земли запаса. Статья 12 правил консервации земель определяет, что убытки,понесенные собственником земельного участка и землепользователем из-за консервации земель, подлежат выплате компенсации в соответствии с процедурой, предусмотренной Земельным Кодексом.

Выводы:

    Правовой статус СИП, как зоны экологического бедствия, ясен, но надо определить точные границы этой территории.

    Земли СИП составляют часть государственных земель запаса, и экономическое использование этих земель не разрешается до выполнения определенных процедур. Эти процедуры определены в новом Земельном Кодексе и других документах. Однако очевидно, что в настоящее время эти процедуры не выполняются ни в отношении земельных участков, которые были в пользовании до введения последнего закона или других, которые, возможно, будут доступны для использования в будущем.

    Существует соответствующий закон о радиологической защите, но трудно понять, как процедуры, установленные в Земельном Кодексе и других документах могут быть полностью реализованы до определения вторичного критерия допустимой концентрации радиоактивных материалов в почве, в поверхностных и подземных водах.

Нет действующих программ по консервации земель на СИП или возврату части СИП для использования в экономике. Несмотря на то, что последний закон обеспечивает основу для достижения этой цели, дальнейшие специальные процедуры будут необходимы для СИП. Это особенно важно в отношении компенсации собственникам и арендаторам для консервации и расконсервации земель на СИП.

   
http://hoster.kz
   
© 2005 Права принадлежат Карагандинскому Экологическому Музею
Ссылка при использовании материалов сайта обязательна. Разрешение на использование НЕ требуется.
По всем вопросам обращайтесь на e-mail: info@poligon.kz

Республика Казахстан, г.Караганда 100000,
Тел./факс: +7 (7212) 41-33-44